Для меня детские педальные машины возникли как класс чуть больше месяца назад. Несмотря на «гаражное» детство, не помню, чтобы я каталась за рулем такой машины. Возможно, уже тогда предпочитала управлять настоящей машиной, сидя у папы на коленях. Поэтому разговор с Максимом Никулиным, коллекционером детских педальных машин,стал для меня настоящим открытием.
- Максим, ваша любовь к педальным машинам родом из детства?
- У меня никогда не было своей педальной машины. Такие машины были в пионерском лагере, были у нас во дворе – правда, одна на весь двор. Я очень хотел такой автомобиль в детстве. А потом все забылось.
Четыре года назад я увлекся ретро-темой и начал восстанавливать Запорожец 965 «горбатый». Общаясь с людьми, зацепился за тему педальных машин. И купил первую – в плохом состоянии, под реставрацию. Потом начал читать, разбираться и одновременно покупал другие старые игрушки: самосвалы, экскаваторы. Большие и металлические. Со временем понял, что таких игрушечных машин было очень много. Никогда не соберешь. Зато можно собрать всю коллекцию педальных машинок, которые выпускались в СССР.
Сначала я считал, что их совсем немного. Обычно люди могут вспомнить 3-4 варианта. Я предполагал, что наберется штук 10-12 за весь советский период. В декабре прошлого года я знал о 23 моделях, а на сегодняшний день можно говорить о 28 машинах с педальным приводом, выпущенных в СССР. Возможно всплывут еще какие-то экземпляры.
- Как и где вы находите такие машины?
Сейчас самая актуальная площадка для коллекционеров детских педальных автомобилей - это Авито. Именно там я купил один из самых любимых экземпляров. Это удивительная история.
Местный грибник нашел останки этой машинки в тайге, в нескольких километрах от ближайшего населенного пункта. Перетащил его поближе к железнодорожной станции и спрятал. Вернулся за своей находкой только через год. Еще год груда железа пролежала у него в сарае. Пока хозяин не решил продать железный пельмень, потому что так и не нашел времени, чтобы начать восстановление. Буквально через 20 минут после размещения я увидел объявление и уже через 15 минут купил машину за 10 тыс.руб. Для кого-то это безумные деньги за кусок металлолома, для меня – небольшая цена за уникальный экземпляр. Потом еще несколько месяцев мне потребовалось, чтобы отреставрировать и явить миру Урал.
- Сейчас у вас одна из лучших коллекций детских педальных машин. Многие экземпляры выставлены в Музее Вадима Задорожного. Для чего?
У меня была цель собрать всю коллекцию машин советского периода. Думаю, сейчас это одна из лучших коллекций. Я знаю коллекционеров, который считают – у меня в гараже стоит и мне не нужно, чтобы об этом кто-то знал. Я же всегда понимал, что если у меня будет достойная коллекция, то ее нужно выставлять.
Сейчас у меня 30 машинок, из них иностранных только 4. В музее Вадима Задорожного представлено 18 экземпляров. Мне самому очень важна возможность потрогать и почувствовать настоящую вещь. Машина небольшая, но она металлическая. Ребенок разогнался, тебе в ногу врезался – так врезался. Чувствуешь, как руль крутится, как колеса поворачиваются. Это дарит поистине детскую радость, те чувства, которые очень сложно испытать во взрослом возрасте.
Одними из первых были французы. Во Франции было изготовлено очень много машин, как по количеству, так и по моделям. Машинки оснащены возвратно-поступательным приводом, педали спрятаны внутри. Ребенок нажимает поочередно на педали и момент через рычаг передается на задние колеса.
В России такие машинки появились еще до революции. Даже Руссо-Балт выпускал педальную машинку. Предполагаю, это было сделано, чтобы удивить кого-то из царской семьи. К сожалению, неизвестно ни об одной сохранившейся машине. Остались только фотографии.
Первые серийные машины в Советском Союзе выпустили в 1934 году на ГАЗе. После окончания Великой Отечественной Войны производство детских педальных машин получило новое развитие. Выпускали на тот же самом ГАЗе, на Челябинском кузнечно-прессовом заводе, Заводе автопогрузчиков во Львове. Такие машины уже пошли в серию. Наверное, их можно было купить в магазине. Но это был дефицит. Я не помню, чтобы они были в открытой продаже, хотя фотографии есть. Машины распределяли по пионерским лагерям, детским садам, по паркам развлечений.
- Сколько в Советском Союзе было выпущено таких машин ?
Нельзя точно сказать, сколько всего моделей было выпущено в Советском Союзе, в каком количестве и на каком производстве. У меня есть кран-муравей, и мы до сих пор не можем понять, где он производился. Причем понятно, что это делали в заводских условиях.
А вот, например, по Уралу есть точные данные. Его выпускали с 1957 по 1964 года. Всего было изготовлено 67037 штук.
Москвич выпускали на АЗЛК достаточно большими партиями. Всего было 3 серии. И можно увидеть, как менялась модель. Машины из первой серии выпускались с мягким сиденьем, обшитым кожзамом, бампера были изготовлены из алюминия, металлический руль. В третьей серии уже почти все детали из пластика: сиденье, руль и бампера. Да и дизайн сильно упростился.
- Как проходит реставрация педальных машин? Процесс принципиально отличается от восстановления обычного автомобиля?
Принципиально – не отличается. Но в силу того, что это все-таки маленькая машинка, любая мелочь важна и видна. Например, при реставрации машинки 50-х годов весь новый крепеж оказался с крестообразными шлицами. А знающие люди сразу понимают: такие в то время не использовали. Были винты только с плоскими шлицами.
Второй вопрос – это поиск запчастей. К настоящим автомобилям они выпускались. К детским не делали вообще. Только в последние 2 года появились ребята, которые стали изготавливать нужные детали. Чаще всего ломались пластиковые рули. Пятой точкой сели – и всё сломали. Фары били, колеса воровали. В этом главная сложность.
Но есть и некая взаимозаменяемость. Например, фары на самых распространенных детских Москвичах – это плафон внутреннего освещения из Победы или ГАЗ-53. Но если повредить молдинг, то для большой машины ты сможешь его найти, а для маленькой придется заказывать новый. И в этом принципиальная разница.
Очень часто люди, которые не занимались реставрацией таких машин, неправильно оценивают временные затраты. Возни с ней не меньше, а то и больше. И работа очень кропотливая.
- Возможно стоить подумать о создании реплики по сохранившимся рисункам?
Я думаю над этим. Для одной из моделей мы сделали деревянную копию, чтобы потом изготовить в металле. Получается индивидуальный проект. Поэтому либо люди сразу отказываются, либо называют заоблачные суммы. Но к этому я все равно приду. Сейчас на реставрации находится 7 машин. Нужно их довести до идеального состояния, и потом заняться репликами.
- Есть ли будущее у педальных машин?
Думаю, что есть. Вне зависимости от того, какую бы 3D-реальность не создали, все равно хочется кинуть в кого-то снежком, хочется на велосипеде разогнаться, чтобы ветер в ушах свистел. Что принципиально изменится – не будет металлических машин. В основном производство находится в Китае, и все машины делают из пластика и имеют цепную передачу, как на велосипедах.
Для меня пластиковые машины не представляют никакого интереса, такую машину может купить кто угодно. А металлические с возвратно-поступательным приводом останутся уделом коллекционеров. Здесь примерно такая же разница, как между современной машиной и ретро. Чувствуешь единение между эпохами и получаешь от этого кайф.
- И какая у вас цель или мечта как у коллекционера? Что будет, когда вы соберете и отреставрируете все советские машинки?
Я уже начал разбираться с мировыми и нашел информацию о частной коллекции, которая насчитывала порядка 400 экземпляров. К сожалению, она была распродана по частям 6-7 назад. Я считаю, что принципиально моделей около 500. Но если начать учитывать какие-то редкости, но можно и не сосчитать все. В Советском Союзе делали машинки по лицензии, купленной в США. Например, на АЗЛК выпускали детский педальный Москвич. Его можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Вот как это считать – одна модель или две разных? Если учитывать такие вещи, то количество легко уйдет за 1000. И как это все собрать? Хотя можно попробовать, у меня время есть.
Пока есть цель – собрать 100 экземпляров. А если помечать, то хочу открыть музей, посвященный детским педальным машинам, с историей создания, их развития, с разными интерактивностями.
- Вы разрешаете своим детям ездить на коллекционных машинках?
Да, конечно. У нас четверо детей. Идеальных машин при покупке нет. И дети на всех пробуют кататься. Потом после реставрации некоторые экземпляры, которые представляют настоящую историческую ценность, отправляются в музей. А есть экземпляры, на которых дети продолжают ездить. В том числе участвуют в Кубке SternAuto на детских педальных машинах. Эти машины требуют физических сил при управлении. И после гонки у ребенка появляется хорошая добрая усталость. А самое главное – детям это очень нравится.