— Самое крутое на «Автостраде 2024» — рекордное количество участников ретро-секции. В 2021 году, когда фестиваль проходил последний раз, было 425 машин, сейчас — более 630. То есть общее количество экспонатов перевалило за 1000! Мы связываем это с тем, что люди изголодались по позитиву. Ну и, думаю, соскучились, ведь фестиваль два года не проводился. Интересные экспонаты представлены на ретро-выставке в кремле. Среди выставленных экземпляров автомобили до 1990 года выпуска: отечественные ГАЗовские «Волги», «Чайки», «Победы», автомобили выпуска заводов АЗЛК, ЗАЗ и ВАЗ, авто зарубежных производителей: широкая линейка Mercedes, BMW, всех марок европейских американских и японских разных годов выпуска середины прошлого века. Редкие экземпляры выставили и коллекционеры мотоциклов.
Ралли открыл легендарный тульский Ford T 1924 года выпуска. Самому старому тульскому автомобилю в этом году исполнилось 100 лет!
— Сегодняшнее ралли — это официальные соревнования, и экипаж, ставший победителем, фактически становится чемпионом Российской Федерации в ралли на классических автомобилях. Классический автомобиль должен быть возрастом 30+, с оригинальным двигателем, кузовом и рамой, который соответствует всем требованиям к аутентичности. Участники ралли соревнуются в навигации (оказаться в нужном месте…), хронометрии (…в нужное время). Третья дисциплина — это водительское мастерство. Экипаж должен проехать правильно слалом, наехать на пластиковые стаканчики, «зависнуть бампером» над стоп-линией, — то есть масса разных непростых упражнений.
Для нас очень важна именно семейная история, и мы за нее, как молодёжь выражается, топим.
— Мы увлеклись ретро-ралли в 2015 году, когда у нас была ещё всего одна машина, мы начали ездить со старшей дочкой Кристиной на прикольном «горбатом запорожце», дочке тогда было всего 9 лет, — рассказал глава семьи Максим Никулин. — Потом стали появляться еще автомобили, и сейчас у нас такой целая семейная команда. Старшая дочь ездит со своим молодым человеком. Жена — со средней дочкой, а я с младшими дочкой и сыном.
— Мы участвуем в разных ралли, увлечены этим всей семьей. Тулу очень любим, часто бываем здесь, у нас тут много друзей. Здесь красиво, а в последние годы город просто расцвел!
— Эта машина принимала участие в реальных боевых действиях при обороне Сталиногорска. По свидетельствам местных жителей, «полуторка» была расстреляна на льду Шатского водохранилища в ноябре–декабре 1941 года. Когда фашисты отступили, местные жители похоронили экипаж. А машина осталась стоять на льду. Весной лёд растаял и «полуторка» затонула. Дальше вы знаете. У машины оригинальный кузов, дерево «родное», заменили лишь некоторые доски и фурнитуру. Сохранилась рама, некоторые колеса, рессоры, задний мост. Все остальное по крупицам было собрано уже с помощью энтузиастов, поисков по всей стране и даже за границей. Некоторые запчасти к нашей «полуторке» подошли от Ford, что неудивительно, радиатор — из Кургана, кабина из Челябинска, мотор из Нижнего Новгорода. Помогали восстанавливать и наши поисковики. Сейчас автомобиль на ходу, участвует в праздничных мероприятиях, посвящённых 9 мая, 7 ноября на Красной площади мы участвуем в выставке. Хранится «полуторка» в гараже, в тепле и сухости.
— BMW, как вы знаете, — это баварские моторные заводы. Производство находилось в городе Йена в Тюрингии, это Восточная Германия. После нашей победы этот город попал в зоену нашего влияния, и завод в процессе репарации перешел к СССР. Какое-то время завод выпускал такие автомобили, их называли «советские БМВ». Потом после судебных процессов оригинальное название пришлось оставить Германии, а выпускаемые автомобили называли по-другому, и шильдик стал вместо сине-белого красно-белым. В конце 1949 года эту модель перестали выпускать. Так вот у меня — одна из последних BMW-321, выпущенных в Восточной Германии, но уже при Советском Союзе.
Я целенаправленно искал такую машину, она мне нравилась с детства! Но не для коллекции, а как автомобиль выходного дня. И нашел! Владелец долго отказывался мне ее продавать, а потом все же решился. Она стала моей в 1996 году. При этом мне не нужен был настоящий раритет, в котором все оригинальное. На таких машинах не ездят, это выставочные образцы. Мне же хотелось управлять ей. Поэтому у моей BMW двигатель, трансмиссия, мосты и много чего еще — от ГАЗ-24, центральный переключатель — от «КамАЗа», боковые зеркала — вообще от современной «газели», а люк — от автобуса «Икарус».
— Эта машина 1976 года выпуска, и она в идеальном состоянии, у нее пробег всего 80 тысяч, — говорит Алексей Бобков. — Раньше она колесила по Болгарии, обслуживала правительство, возила крупных чиновников. В Россию приехала около 15 назад, когда мой знакомый привез несколько «Чаек» из-за границы. Я коллекционирую определенные автомобили, но для меня важно, чтобы они не были восстановленными, мне важна оригинальность, нетронутость во всем. Даже обшивка салона должна быть сохранена.
В ней родное всё! В таком состоянии я не видел «Чаек» вообще нигде, поэтому и купил.
Все эти вылизанные, реставрированные, варенные-переваренные… Вся энергетика уходит из таких машин. Для меня намного ценнее нетронутость, оригинальность, все эти запахи, харизма… За 15 лет я собрал коллекцию автомобилей, которые мне были любопытны, или которые были так или иначе связаны с моей семьей, с моим отцом. И все мои экземпляры — только такие, оригинальные, и на ходу. Но мне и не так важно ездить на них. Мне важно обладать ими. Они бережно хранятся, и периодически выезжают на прогулки.
— Я купил ее за 20 тысяч, и вложений она требовала много. Мне, например, пришлось продать любимый мотоцикл, чтобы ее покрасить! А ведь там не только красить нужно было. Детали собирал посредством «цыганского сарафанного радио», собрал машину буквально из руин.
— Эту «Волгу» я очень люблю, в последнее время буквально живу в ритме ностальгии, может быть, это с возрастом приходит? Не знаю. Чем дальше вперёд, тем чаще вспоминаешь прошлое. А вот семья моя это мое увлечение не разделяет. Потому что все мое свободное время — здесь, на ретро-колесах.