Мы стали призерами очень жаркой во всех смыслах гонки на олдтаймерах, которую впервые устроили на родине марки Lada – в Тольятти.
Так уж повелось, на рассказы об участии в подобных соревнованиях окружение откликается колкими вопросами. Первый – в чем ценность дисциплины автоспорта, где нет скорости? И второй – какая радость у пилота, если на дистанции мозги сильнее скрипят у штурмана? Каждый раз стараюсь придумать емкие ответы, но ничего лучше практического совета на ум не приходит. Чтобы понять романтику ралли третьей категории (Р3К), надо лично пережить это приключение.
Если вкратце, едва ли не любая гонка – суть готовый сценарий, который остается лишь вырезать из памяти и обернуть в подходящую форму изложения. Иногда это комедия, порой трагедия, а временами – триллер. И особенно увлекательный сюжет получается, когда спортивные факторы перемножаются с нюансами поездки на настоящей классике. Ведь моделям, выпущенным позже 31 декабря 1990 года, путь в «исторический» кубок Российской автомобильной федерации заказан.
У самых отважных борьба начинается задолго до официального старта. К примеру, коллега из журнала «За рулем» Александр Виноградов приехал в Тольятти из Москвы своим ходом – на личном ВАЗ-2103, которому уже стукнуло 45 лет. Хотя основная масса участников дебютного ретроралли «Жигули» все же отправила драгоценную раритетную технику автовозами.
Ну а наша машина вообще дожидалась на площадке фестиваля (выставка проходила параллельно с гонкой), поскольку экипажу Motor1 соревновательный транспорт любезно выделил местный житель, да какой! Руководитель клуба Lada History Сергей Диогрик, за что ему огромное спасибо.
Москвичи на «Жигулях»
ВАЗ-2106 1979 года выпуска за характерный светло-коричневый цвет любовно прозвали «Тыковкой». Автомобиль удивительно счастливой судьбы: почти всю жизнь в одних заботливых руках. Первый владелец бережно хранил «Шестерку» и использовал исключительно для летних дачных выездов, лишь однажды вроде бы на курортный юг выбрался. Поэтому к моменту вынужденной продажи одометр отсчитал всего 43 000 км.
Сергей нашел «Жигули» в заросшем бурьяном гараже в Самарской области, когда родственники избавлялись от имущества почившего автолюбителя. Состояние седана оказалось близко к идеальному – пришлось исправить разве что мятое переднее крыло. А в остальном хватило чистки и полировки, поэтому даже роскошный велюр сидений, дверных карт, светлый ковер и пластиковая обшивка багажника – отнюдь не новодел. Все советское, заводское.
Описание машины внушало уверенность – такая техника не подведет. Однако любопытство и служебная необходимость взяли верх. Из аэропорта, уже в темноте, мы сразу поехали знакомиться с нарядной «Тыковкой». Мы – это ваш покорный слуга и Евгений Сальников: опытнейший штурман, организатор известной любительской серии «МосАвтоСлалом». Как раз благодаря знаниям и предусмотрительности напарника удалось избежать многих проблем на следующий – соревновательный – день.
Дальше – больше. Стоило на пять минут остановиться во дворе, как от приподъездной лавочки оторвалась компания вежливых, но серьезно подвыпивших люмпенов. Сквозь смрад перегара удалось понять, что ребята поспорили насчет модификации автомобиля – 2106 или 21063? Причем одна из дам ночной компании начала показывать на детали кузова и подробно объяснять под каким уплотнителем что прокрашено ее рукой в бытность сотрудницей малярки на АвтоВАЗе.
Остановки с минимальной погрешностью
Иными словами, к рабочим делам пришлось продираться сквозь повышенное внимание подчас неожиданной публики. Хлопот на самом деле хватало: тарировка штурманских приборов на тестовом отрезке, изучение повадок автомобиля (у каждого олдтаймера свой характер), подготовка к водительским спецучасткам.
С первым и вторым справились быстро. Все же Евгений – мастер в своей области, а я регулярно гоняю на карбюраторном ВАЗ-21053, так что в «Тыковке» насторожило лишь калильное зажигание: горячий мотор не желал сразу глохнуть при выключении зажигания и некоторое время дергался в конвульсиях. По словам владельца, недуг «Шестерка» заработала на предыдущем соревновании в Туле, а лечение пока не подоспело.
Ничего! Главное, на ходу ВАЗ-2106 приятно удивил: в благородной упругости подвески, уверенной тяге двигателя, четкости четырехступенчатой механической коробки, стабильности на курсе проявилась ухоженность седана. Такими и должны быть ощущения от правильных «Жигулей» золотой эпохи «классики». В общем, снисхождения у соседей по современному хаотичному потоку музейная «Шестерка» не просит – и со светофоров первой способна уйти, и обгон динамичный исполнить. Только головой заставляет крутить изрядно, ведь конвейер «Тыковка» покинула без правого бокового зеркала.
Что пришлось делать экстренно, так это тренировать меня к пилотским испытаниям. Когда год назад мы с Андреем Козловым бились в «ГУМ-Авторалли», там ничего подобного не было – исход гонки и правда всецело зависел от умений штурмана. В Тольятти же аж пять допов посвятили проверке водителей. И ладно слалом на площадке – маневрировать между конусами хотя бы привычно. Несколько шокировали другие упражнения вроде «Cтоп-линии» и «Cтоп-квадрата».
Это в обиходе мы привыкли останавливаться на светофорах за километр до или после белой черты. А теперь попробуйте исполнить то же самое почти без погрешности: так, чтобы проекция переднего бампера находилась точно в пределах линии 20-сантиметровой ширины. Или чтобы заднее правое колесо при остановке не вышло за габариты фигуры, не сильно превышающей по площади пятно контакта. Все с первой попытки и с ходу: замирать на месте и сдавать задом запрещено! Ошибся – лови пенализацию.
Очевидно, развивать чувство автомобиля до такой степени нужно неделями и месяцами. А у нас только ночь впереди. К счастью, раллисты придумали несколько хитростей, упрощающих процесс. Для четкого выполнения «Стоп-линии» на водительский борт машины наносят едва заметные со стороны метки. Мы, например, использовали клубную наклейку и двусторонний «скотч». Высунулся из окна, прицелился, совместив взглядом заранее выставленные точки, а дальше остается вовремя нажать на тормоз.
Со «Стоп-квадратом» в теории выручает видео: камеру крепят на борту, или же штурман просто держит ее на вытянутой руке, а пилот на планшете наблюдает, что происходит под нужным колесом. Звучит элементарно, а на практике поймать верный момент для остановки все равно сложно. Плюс порой накладываются технические проблемы. Но об этом чуть позже.
Маневры и буквы
Субботним утром 17 июля «Парковый комплекс истории техники имени Сахарова», где базировались как сам фестиваль «Жигули», так и штаб одноименного ретроралли, наполнился народом и непривычными звуками. Гудки клаксонов столетней давности, басовитый рокот низкооборотных моторов, тематическое музыкальное сопровождение. Ведь гонка олдтаймеров – это еще и музей под открытым небом. Креативные экипажи даже наряды подбирают в стиле эпохи своего автомобиля. Одним словом – красота!
Вот только спортсменам не до праздника: административные проверки, техническая инспекция, прочая предстартовая суета. Получив дорожные книги (в них условными знаками зашифрован маршрут движения), штурманы еще до первого пункта контроля времени (КВ) принимаются за расчеты. Важно везде быть вовремя – точно в свою минуту, а иногда и в секунду. Отклонение от графика и тем более пропуск судейских постов нещадно штрафуются, после таких грубых ошибок о призах можно забыть.
Учитывая опыт напарника, за навигационную часть я не переживал. Но мой черед волноваться наступил совсем скоро – первый же спецучасток оказался водительским. Слалом: на площадке – десять конусов, расположенных по типу болтов головки блока цилиндров. Задача – «затянуть» их в определенном порядке, выдержав предписанную судьями схему движения, уложившись в 50 секунд и финишировав на стоп-линии строго колесной базой автомобиля.
Фото: Схема слалома на ретроралли "Жигули-2021".
Еще один момент – упражнение предстояло выполнить за минимально возможное время. Это к ответу на тезис о сугубо штурманской ориентации Р3К. Вовсе нет, более того, тенденция в дисциплине такая, что заданий на скорость и рулежку становится больше.
Пока стоим в очереди на старт, наблюдаю за выступлениями конкурентов. Стараюсь выучить наизусть последовательность объезда конусов и подметить нюансы трассы. Делаю зарубку в памяти насчет одинокого столба в неудобном месте – стоит пошире выйти из виража, придется сдавать задним ходом, запоров попытку.
И вот – наш черед. «Тыковка» бодро срывается с места и послушно маневрирует. Первый, второй, третий поворот. Успешно проскакиваем тот самый столб, финишируем чисто – даже опомниться не успел. Время не лучшее в абсолюте, но вроде бы достойное. Мчим дальше.
Видеоматериал: https://motorsport.tv/embed/WlBXcyXs
Следом в дело снова вступает Евгений. Задание «Карты-точки» предполагает, что штурман должен проложить маршрут через отметки на схеме местности. Если все сделано правильно, по пути увидим расставленные организаторами знаки с буквами – их надо занести в порядке обнаружения в контрольную карту. Поколесив по жилому кварталу, составляем странное слово «раллоеар» – и это верный вариант, доп пройден без штрафа.
Фото: Так выглядит лист с заданием и решением спецучастка "Карты-точки".
Легенда приводит на просторную городскую площадь. Видим огороженные зоны для следующих водительских упражнений – тех самых «Стоп-линии» и «Стоп-квадрата». Здесь тоже назначены лимиты времени, плюс к тому предлагается раздавить колесами пластиковые стаканчики. Чем больше фишек уничтожишь – тем меньше штраф.
Самые дорогие пластиковые стаканчики
А почему заминка и никто не стартует? Оказалось, внеплановый брифинг по причине форс-мажорных обстоятельств. Разведка доложила: железнодорожный переезд собрал на маршруте движения огромный затор. Организаторы резонно рассудили, что часовое стояние на более чем тридцатиградусной жаре способно прикончить моторы раритетных машин, и отменили значительную часть дистанции из заранее запланированной сотни километров. Пекло и правда нещадно: к примеру, фонарь стоявшей впереди вазовской «единички» расплавился под одновременным напором лучей солнца и лампы стоп-сигнала.
Наш ВАЗ-2106, к слову, выдерживал тепловые нагрузки стойко: пусть на остановках вентилятор охлаждения молотил почти непрерывно, однако температура антифриза не выходила за рамки дозволенного. Да и бензонасос – слабое при жаркой погоде место тольяттинских карбюраторных моторов – исправно качал топливо. Поэтому мы были готовы продолжать гонку и с учетом риска залипнуть в глухой «пробке».
Тем не менее надо понимать, в ретроралли участвует разная публика: одни действительно всеми силами сражаются за результат, а другие едут прежде всего за тусовкой и особой атмосферой исторического движения. Разумеется, в планы людей из последней категории не входит сложный ремонт коллекционной техники по нелепому стечению обстоятельств.
Видеоматериал: https://motorsport.tv/embed/f5EwWRBY
Вдвойне обидно, что с ампутацией части дистанции ретроралли «Жигули» потеряло и самый главный штурманский спецучасток – отрезок на регулярность движения. Позднее составитель маршрута уверял, будто бы среди лидеров этот доп не изменил существенно расклад сил. Кто знает… В кулуарах мне пришлось услышать немало шуток насчет визита на гонку за тысячу километров от дома, где дело ограничилось уничтожением пластиковых стаканчиков. В пересчете на логистические затраты – самые дорогие в жизни.
В слегка расстроенных чувствах выруливаю на старт. Середина дня, пекло неимоверное, пот заливает глаза. Но страшнее другое – тонкий руль из твердого пластика предательски скользит во влажных ладонях, как их не сжимай. Маневрировать невозможно, а судьи расставили те самые стаканчики весьма заковыристо. Теперь понимаю, что водительские перчатки на гонке олдтаймеров – не столько понты, сколько необходимость. Выручил случай: нахожу на полу ветошь, которая тут же превратилась в полотенце.
Фото: Так выглядят схемы водительских спецучастков, что пилоты получают перед стартом.
Разумеется, мы с Евгением заранее продумали траекторию движения, чтобы уложиться в лимит времени и задавить максимальное количество фишек. Однако с учетом покрышек скромной 175-миллиметровой ширины достичь 100-процентного попадания оказалось непросто. Зато самодельный прицел на боковине кузова сработал как задумано – «Тыковка» замерла точно на стоп-линии.
А вот со «Стоп-квадратом», увы, не получилось. Штурман выставляет из окна видеорегистратор, но то ли камера перегрелась, то ли с планшетом что-то стряслось – картинка на экране дико тупит, кадры скачут рывками. Скажу честно – занервничал. И потому случайно остановился еще до обозначенной на асфальте зоны. Половину стаканов, правда, уничтожили, однако все равно это стало худшим нашим выступлением в тот день.
Паузу, во время которой судьи переставляют фишки, используем для отчаянных тренировок «Стоп-квадрата». Наощупь получается плохо – идеальной точности не выходит. Вспоминаю, что в сумке лежит камера с моего «боевого» раллийного ВАЗ-21083. Только крепления нет, да и состояние аккумулятора под вопросом. При помощи двустороннего «скотча» наспех лепим устройство на крыло с намерением включить непосредственно перед выполнением упражнения, дабы хилого заряда в батарее хватило на маневр.
Попутно меняем тактику. Раз все стаканчики раздавить не удается, решаем… вообще их не трогать, компенсировав пенализацию предельно быстрым проездом спецучастка. Звучит парадоксально, но в итоге сработало! Второй проход обоих допов оказался успешнее первого. А могло получиться еще лучше, но, видно, Тольятти и правда место заколдованное: на «Стоп-квадрате» и вторая камера отказалась работать как надо. Симптомы те же – «прыгающая» картинка. Зато с нервами удалось справиться, поэтому остановил машину почти вовремя. Судьи засчитали частичное выполнение упражнения.
Не купились и взяли двойную бронзу
Выдохнув, мчим на финиш. Казалось, основные приключения позади. Но буквально за 300 метров до финальной арки при въезде на площадку фестиваля организаторы приготовили ловушку. В то время как дорожная книга вела на неприметную тропку направо, впереди на видном месте поставили судейский пост. Невнимательные экипажи к нему и устремились инстинктивно, пропустив тем самым пункт контроля прохождения (КП), скрытый в кустах. Евгений хитрость моментально разгадал и не дал мне совершить непоправимую ошибку.
Овации зрителей, поздравления ведущего – участники ралли «Жигули» занимают места на парковке. Гонка вроде бы закончилась, однако страсти только набирают обороты. Подсчет итоговых результатов в Р3К – дело хлопотное: пенализации, коэффициенты, надо все перепроверить и свести в таблицу… Плюс судей атакуют спортсмены, недовольные тем или иным решением.
Одни протесты удовлетворяют, другие остаются без внимания. Доходит до публичных демаршей и отказов выходить на подиум. Скажу со стороны неискушенного участника – очевидные проблемы в этой относительно молодой дисциплине автоспорта и правда есть. Но радует, что люди неравнодушные с этим по мере сил сражаются.
Разбирательства закончились только ближе к ночи, когда раллисты уже собрались на торжественную церемонию награждения. Здесь мы и узнали, что «Тыковка» привезла нас на седьмое место в абсолютном зачете кубка РАФ (стартовал 21 автомобиль) и на третье – в классе «Янгтаймер». Кроме того, общими стараниями коллектив «РетроЛегенда» (еще два дружественных экипажа) взял бронзу в командном первенстве. Приятно, не зря старались!
Источник: https://ru.motor1.com/reviews/521814/retrorally-zhiguli-prize/