Всего шесть часов в городе-герое Тула работал международный открытый автомобильный фестиваль «Автострада-2021», но этого хватило, чтобы в тульский кремль съехались сотни олдаймеров и пришли тысячи гостей. Среди машин нашлось место и коммерческому транспорту.
Изначально фестиваль «Автострада-2021» и ретро-ралли «Автострада Тула-2021» должны были проводить 13 июня. Однако правительство Тульской области и администрация Тулы перенесли их на День России 12 июня. Экспозиция ретро-техники и современных автомобилей расположилась на территории Тульского кремля, Менделеевской улицы и площади Ленина.
![](https://static.tildacdn.com/tild6436-6163-4362-b035-376236313361/image.png)
Фестиваль «Автострада» в столице российских оружейников является ежегодным и набирает обороты, начиная с лета 2004 года. В прошлом сезоне из-за пандемии коронавируса его не проводили. В этом году все срослось: даже погода выдалась как на заказ! Ретро-технику из десятков регионов России пригнали и привезли на эвакуаторах сотни участников.
![](https://static.tildacdn.com/tild3362-3431-4065-b738-363762663762/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3231-3332-4661-b030-633365353937/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-6462-4131-b766-353666663462/image.png)
Видное место под открытым небом заняли автомузеи и клубы любителей ГАЗ-21 «Волга», ВАЗ-2101 «Жигули», «Запорожец», «Москвич», BMW, Lada, Mercedes-Benz, Porsche, Volvo, других брендов и моделей. В то же время, многие владельцы олдтаймеров ни в каких объединениях официально не состоят и демонстрируют свою технику самостоятельно. Когорту коммерческого транспорта составили отечественные автобусы, микроавтобусы, внедорожники, пикапы и легковые автомобили, состоявшие ранее на службе как в народном хозяйстве, так и в спедподразделениях.
![](https://static.tildacdn.com/tild3062-3535-4831-b839-346336386466/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3530-4538-a434-356336613237/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6535-3538-4531-a236-346463656566/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6166-3138-4430-b562-633563303037/image.png)
Одним из таких оказался милицейский ВАЗ-21013 «Жигули» в характерной «канареечной» окраске. Владелец Александр Скалозубов пригнал ее на ретро-фестиваль в первый раз (раньше машина принадлежала владельцу из Башкирии). Радиостанция в салоне и громкоговорящее устройство на крыше здесь не бутафорские, и «мигалки» не для антуража: все, как и было на машинах МВД тех лет. Новый стандарт окраски автомобилей Милиция ГАИ был введен приказом Министра внутренних дел СССР №338 от 22.09.1969 г. Еще до начала конвейерной жизни ВАЗ-21013 был принят ГОСТ СССР 21392‑75 от 18.12.1975 г. «Транспортные средства оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования». Этот стандарт начал действовать с 1 января 1977‑го и сохранял актуальность до 1 января 1983‑го. Перед закрытием фестиваля эти «Жигули» с номерными знаками Москвы 1985 МКМ на белом фоне, к удовольствию публики, проехали по внутренней территории Тульского кремля с включенными проблесковыми маячками и сиреной.
![](https://static.tildacdn.com/tild6638-3332-4162-b538-616532383933/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6161-3732-4230-b732-343032313136/image.png)
В прямом смысле слова ярким экспонатом стала красная «Волга» ГАЗ-21Р с белой полосой и надписью «Оперативная». Ее пригнал в Тулу москвич Иван Кащенко, и для большинства посетителей эта «пожарка» тоже стала откровением. Сам он служит старшим прапорщиком в МЧС РФ, оттого и олдтаймер у него в окраске пожарной охраны. Между прочим, этот седан ГАЗ-21Р у Ивана не единственный: в личном гараже есть еще три легковушки. В плане принадлежности к спецслужбам «Волга-Оперативная» не настоящая. Такой ее сделал нынешний хозяин из обычного серийного седана. На то, чтобы гражданская «Волжанка» третьей серии «Китовый ус» стала специальной, пришлось приложить немало усилий и затратить приличную сумму. По времени весь процесс реставрации и приведения к сегодняшнему облику занял почти целый календарный год!
![](https://static.tildacdn.com/tild6430-3635-4662-b930-343136353434/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6664-6638-4763-b030-636330313563/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3330-3336-4263-a361-366230666162/image.png)
В экспозиции тульской «Автострады-2021» было немало автомобилей, чьи ровесники работали в такси, милиции, службе быта, аэропортах, участвовали в шоссейно-кольцевых гонках. Конечно, интересно было бы увидеть настоящую технику спецслужб, с историей, да только где же такие сейчас найти?! Реплика на тему такси, ГАИ, скорая помощь — и то счастье!
![](https://static.tildacdn.com/tild6666-3238-4562-b539-346134653062/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6635-3562-4533-a536-626563393165/image.png)
Праздничное настроение гостям фестиваля создали два легендарных автобуса. Так, «МОСРЕТРОБАС» (Mos_Retro_Bus) прикатил в Тулу легендарный и незаменимый в советское время городской ЛиАЗ-677М перестроечной эры. Он был изготовлен на Ликинском автобусном заводе 19 июня 1987 года. Про всенародно любимый «Луноход» или «Скотовоз» писано и говорено не раз, а до сих пор не надоело. Кстати, судьба данного извозчика с серийным номером 158705 необычна. После отгрузки с Ликинского автобусного завода пассажирская машина приехала на переоборудование во вспомогательный транспорт радиоцентра Ижевска. Ее решили превратить в передвижную телевизионную станцию (ПТС).
![](https://static.tildacdn.com/tild3230-6335-4234-b965-343138343733/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6465-3466-4738-b239-386663306635/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3362-3935-4832-b238-336631353766/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6534-6465-4036-a237-626232666130/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3034-3964-4938-b464-366537653330/image.png)
Следующие 25 лет специальный ЛиАЗ-677М работал в Удмуртии бок о бок с другим тружеником ТВ-вещания — Ajokki КамАЗ-53213 (6х4) «Магнолия-83А» советско-финского производства. В начале 2013 года телевизионный ЛиАЗ-677М был выставлен на торги в рамках обновления парка телерадиокомпании «Удмуртия». Бизнесмены из Подмосковья приобрели машину, намереваясь превратить ее в Party Bus. К счастью, что-то там у них не срослось, и «ТВ-Луноход» остался в неприкосновенности. В апреле 2015‑го автобус выставили на продажу. Новый владелец задался целью придать «Шестьсот семьдесят седьмому-Эм» заводской вид. В качестве базы для восстановительного ремонта и реставрации был выбран Борский авторемонтный завод Нижегородской области. Через несколько месяцев, 17 мая 2016 года, капитально обновленный ЛиАЗ-677М прикатил в Москву своим ходом. В конце прошлого в салон установили компостеры для просечки талонов на проезд и кассовые аппараты завода «ЭМОЗ» ГУГПТ. На стойках и перегородке водительской кабины воспроизведены информационные надписи и таблички.
Дополнительные реставрационные работы на ЛиАЗ-677М в столице проводили специалисты техцентра VegaBus. Оформление кузова и пассажирского салона они привели к историческому знаменателю. Сегодня ЛиАЗ-677М соответствует цветографической схеме, комплектации и прочим атрибутам, присущим московским автобусам периода 1987–1990 годов. Что касается бортового номера 8800, то эта цифра появилась не случайно: реальный прототип (тоже 1987 года и в таком же цвете «охра») возил пассажиров в столичном районе Раменки. Он обслуживал маршрут, закрепленный за колонной №8 Филевского автобусно-троллейбусного парка Москвы. Длилось это почти пять лет: с лета 1987‑го до весны 1992‑го. Между прочим, при 25 местах для сидения максимальная вместимость достигала 110 человек!
![](https://static.tildacdn.com/tild3530-3666-4631-b034-363231353834/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3566-3437-4334-b632-663066306430/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3761-6662-4462-a539-333936386361/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-3031-4534-b636-653331383762/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3835-3863-4135-a335-653734613737/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6463-3363-4734-b865-313936313732/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3766-6433-4231-a265-373338363439/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-6163-4138-a263-303665333432/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3761-6362-4430-a436-666136373638/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3166-3732-4536-b138-323135633331/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3163-3335-4934-b231-616533363362/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3134-3662-4463-b165-363230323164/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3030-6135-4736-b739-303637373566/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6531-3333-4534-b038-336463396435/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6533-3065-4664-a231-343837323464/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3831-6663-4633-a336-363430666233/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6532-3633-4461-b037-396463613837/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-3030-4531-a233-616539313036/image.png)
Самым крупногабаритным экспонатом «Автострады-2021» оказался ЛАЗ-699Р «Турист-2». Львовский автобусный завод изготовил данный экземпляр с серийным номером 6412 в марте 1984 года. По разнарядке сверху он поступил в санаторий «Казахстан» подчинения ЦК компартии Казахской ССР для транспортного обслуживания отдыхающих Кавказских Минеральных Вод курортной зоны города Ессентуки. ЛАЗ-699Р «Турист-2» поставили на трансфер отдыхающих в/из аэропорта и вокзала, а также выполнения экскурсионных туров по памятным местам советского Кавказа. С 27 июля по 3 августа 1985 года лайнер прикомандировали в Москву для обслуживания гостей XII Международного фестиваля молодежи и студентов. На этот форум в столицу СССР тогда приехало 26000 туристов из 157 стран мира. В Москве ЛАЗ-699Р катал участников и гостей фестиваля параллельно с коллегами из «Интуриста», «Главмосгортранса», «Спутника» и автопредприятий Минавтотранса РСФСР. По окончанию фестиваля автобус вернулся на Кавказ, где и работал три с половиной десятилетия.
![](https://static.tildacdn.com/tild3333-6264-4562-a133-623033393534/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3536-3533-4038-b166-363131636239/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6561-6231-4563-a234-376262643930/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3938-6634-4633-b830-303131353965/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3662-6132-4266-b839-313536613064/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3031-3930-4439-b939-663731333164/image.png)
Весной 2021 года руководство санатория «Казахстан» решило избавиться от актива, превратившегося в обузу, и выставило ЛАЗ-699Р «Турист-2» на продажу. К счастью, автобус не успели купить предприниматели, которые могли бы превратить его в закусочную, стрелковый тир, передвижной кинотеатр или что-то другое в ущерб его аутентичности. Новым владельцем ретро-транспорта стала компания VegaBus. Львовской машине дали новое имя Рома и отправили на реставрацию в собственный технический центр. К началу лета запланированная реставрация была выполнена не в полном объеме, но уже 12 июня 2021 года на фестивале «Автострада» в Туле лайнер выглядел как новенький!
![](https://static.tildacdn.com/tild3938-6263-4739-b232-613836303561/image.png)
Августовскую «Автостраду-2021«в Калуге, увы, отменили, и многие ценители автомобильной истории уже с нетерпением ждут следующего лета и очередной встречи в городе-герое Туле.
Источник: https://5koleso.ru/avtopark/ekskurs/tula-2021-pryaniki-i-oldtajmery/